6 русских фильмов, которые заслуженно получили «Оскара»

В последние годы российские фильмы редко номинируются на «Оскар», но так было не всегда. В истории этой знаменитой премии есть яркие работы наших режиссеров, которые были отмечены на Западе. Впервые о русском кино в США услышали еще в 40-е годы, благодаря эмигрантам.

Москва слезам не верит, 1979

Пожалуй, этот фильм самый известный в списке киноработ, которые получили премию «Оскар». Мелодраму Владимира Меньшова в Советском Союзе посмотрели более 90 миллионов зрителей, хотя критики отнеслись к ней весьма скептически. Режиссера обвиняли в излишней надуманности и в том, что фильм мало похож на советские реалии, но на кассовые сборы это никак не повлияло.

Сценарий картины был написан в рекордный срок - за 19 дней, но Меньшов впоследствии дорабатывал его самостоятельно и создал по-настоящему цепляющий сюжет. История провинциалки Кати, которая добилась высокой должности и материального благополучия собственным трудом и упорством, а также в одиночку вырастила дочь, была близка огромному числу советских женщин. Режиссер дал каждой из них надежду изменить жизнь к лучшему и найти личное счастье.

«Москва слезам не верит» была номинирована на премию американской киноакадемии в 1981 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но сам режиссер не смог лично получить заветную статуэтку, так как в то время считался невыездным. Это было поручено представителю советского посольства. Примечательно, что Владимир Меньшов узнал о награде 1 апреля, и посчитал это розыгрышем, а подержать ее в руках он смог только спустя 8 лет.

Разгром немецких войск под Москвой, 1942

Самую первую премию «Оскар» Советский Союз получил за документальный фильм о войне, снятый фронтовыми операторами. Он рассказывает об обороне Москвы от фашистских захватчиков осенью 1941 года. Целью данной работы было разрушение мифа о непобедимости немцев, а также демонстрация мужества и смелости советских солдат.

Картину сняли всего за 3 месяца, а монтировали по ночам и во время воздушных атак. Сначала она получила Сталинскую премию, а потом была номинирована на «Оскар». Для американских экранов фильм был переозвучен и получил название «Москва наносит ответный удар».

Дерсу Узала, 1975

Второй «Оскар» нашей стране достался благодаря совместной работе с японским постановщиком Акирой Куросавой. Сценарий фильма основан на реальной истории знаменитого исследователя Дальнего Востока Владимира Арсентьева, который путешествовал по тайге с местным охотником. «Дерсу Узала» рассказывает зрителям о взаимоотношениях человека и природы, а также о проблемах веры и этики.

Съемки фильма планировались еще в 50 годы, но тогда режиссеру запретили работать в тайге. Упрямый японец хотел снимать только на месте событий, чтобы максимально точно передать условия, в которых находились главные герои. Через два года напряженной работы зрители наконец увидели картину, которая получила множество наград, в том числе и два «Оскара».

Утомленные солнцем, 1994

Никиту Сергеевича Михалкова можно назвать рекордсменом по количеству номинаций на знаменитую премию - пять его фильмов были признаны мировыми критиками. Картина «Утомленные солнцем» принесла режиссеру долгожданную статуэтку, а также награды Каннского и Венецианского фестивалей. Историю комдива Котова придумали сценаристы, но Михалкову настолько правдоподобно удалось показать характер и жизнь героя, что историки не верили в вымышленность персонажа.

По сценарию события кинокартины происходили жарким летом, но снимали его поздней осенью, когда листья с деревьев уже облетели. Вся съемочная группа подвязывала искусственные листья к веткам и пыталась поймать полуденное солнце в объективы камер. Некоторые сцены, где герои отдыхают на природе, снимались в холодную погоду, и актеров отогревали потом горячим чаем и одеялами.

Михалков гордится своей работой, которая стала первым постсоветским фильмом, отмеченным в США. Но сейчас он считает, что американская киноиндустрия уже не та и российские картины не могут быть по достоинству отмечены на Западе.

Старик и море, 1999

Отечественные мультипликационные фильмы всегда высоко ценились российскими зрителями, но в 1999 году работу наших аниматоров заметили и за рубежом. Ярославский художник Александр Петров получил «Оскар» за короткометражный фильм «Старик и море» по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя. До этого он дважды номинировался на премию за такие работы как «Коровы» и «Русалки».

Мультфильм длится всего 20 минут, но на его создание художник потратил 2 с половиной года. Он нарисовал почти 30 тысяч рисунков на матовом стекле, которые позволили сделать его фильм живым и красочным. «Старик и море» показывали в кинотеатрах и любой желающий мог посмотреть потрясающее творение автора.

Война и мир, 1965

Российскую классическую литературу давно оценили на Западе, поэтому фильмы, снятые по знаменитым произведениям, не могли не заметить американские кинокритики. «Война и мир» 1965 года считается самой масштабной экранизацией книги Толстого и состоит из четырех серий. Великолепный актерский состав, потрясающие костюмы, сложные сцены военных баталий - фильм захватывает зрителя с первого кадра и никого не оставляет равнодушным.

Съемки фильма длились шесть лет и зависели от огромного количества людей. Чтобы максимально точно воссоздать каждую сцену сражения, использовались реальные воинские подразделения, лошади, огнестрельное оружие и взрывчатка. Министерство легкой промышленности помогало шить костюмы для многочисленных персонажей. Также были изготовлены точные копии оружия, наград, убранства залов.

6 русских фильмов, которые заслуженно получили «Оскара» обновлено: 5 июня, 2020 автором: Тамара Гусева

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

2 комментария

    1. Александр

      Да. Фильмы почти все советские. Причин, почему СССР много, а РФ почти нет — много. Пока ещё короткий срок существования постсоветской РФ.
      НО ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЧИН ТА, что кинорежиссеры СССР не зависели в такой жесткой степени от дефицита денег, предоставляемых для проб производства батальных сцен, эпизодов…, как сейчас ограничены режиссеры. Во времена СССР допускалось больше вариантов съемок какой-либо сцены и из них выбирался наилучший. Сейчас — примитивнее, меньше плюрализма.

    2. Элла

      Творения советские, за исключением «Утомлённые солнцем» и м/ф «Старик и море».