7 самых страшных мультфильмов времен СССР
Многие с детства помнят добрые, красочные советские мультики, вызывающие самые светлые и радужные эмоции. Однако советская анимация умела быть психоделичной и мрачной, особенно начиная с 80-х годов. Многие из таких мультфильмов — настоящее искусство, очень самобытное и смелое.
Большой Тылль
Эстонский мультфильм, снятый в 1980 году, в крайне своеобразной манере повествует о персонаже эстонской мифологии — богатыре-великане Тылле, который борется за свободу своего народа от захватчиков.
Визуальные решения мультфильма накрепко врезаются в память: краски приглушены, фигуры монументальны, движения Тылля медленны и исполнены грозного величия. Контуры голов героев напоминают то ли береговые контуры, то ли очертания закатного солнца.
Всё это вместе с мрачной, до нутра пробирающей музыкой создаёт атмосферу чего-то поистине древнего, исполинского в своём могуществе, почти непостижимого для современного человека.
Сражения с неприятелем показаны со всем реализмом и без пощады к нервам зрителя: крови здесь действительно много.
Тем более что в результате неравной битвы погибает и сам Тылль, которому отрубают голову.
Строго говоря, этот мультфильм, как и многие другие из нашего списка, вообще не предназначался для детей. Данная работа — скорее дань режиссёра исконной культуре своего народа.
Будет ласковый дождь
Мультипликационный фильм 1984 года в жанре постапокалиптики маленькие зрители обычно просто не понимают, а вот взрослые проникаются его безысходностью и трагизмом.
Представляет он собой не что иное, как максимально мрачное воплощение одноимённого рассказа Рэя Брэдбери об автоматизированном доме, который продолжает выполнять свою программу даже после ядерной катастрофы, не оставившей в живых никого из людей.
Автоматические системы будят по утрам хозяев дома, давно превратившихся в пепел, готовят им еду и выполняют другие механические действия, теперь уже никому не нужные.
В цветовой палитре мультфильма преобладают тёмные цвета, а компьютер, управляющий автоматическими системами, выглядит и звучит столь пугающе, что сложно представить семью, которая хотела бы держать его в доме. Даже если это семья из далёкого будущего, где всё совсем не так, как у нас.
Ух ты, говорящая рыба
Этот армянский мультфильм 1983 года, в отличие от предыдущих, — воплощённая красочность. Но безудержный сюрреализм разворачивающихся в нём событий действительно способен напугать.
Сюжет мультфильма основан на известной армянской сказке.
Чудовище дарит голодным старику и старухе волшебный столик, аналог скатерти-самобранки, а взамен требует ответить на замысловатые вопросы.
Беднякам на помощь приходит нежданный гость; остроумными ответами он быстро запутывает и обезоруживает чудовище. Оказывается, что этот человек — не кто иной, как говорящая рыба, которую старик ранее пожалел и отпустил на волю.
Больше всего в мультфильме впечатляет облик чудища. Монстр по имени Ээх постоянно трансформируется из одного причудливого создания в другое, да так быстро, что эти перемены едва успеваешь осознать.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Халиф-аист
Мультфильм, созданный в 1981 году, снят по сказке Вильгельма Гауфа. В нём показана история меланхоличного халифа (правителя в восточной стране), мечтающего стать аистом.
Ему помогает в этом злой колдун; он знает, что к человеческому облику халиф вернуться не сможет. Несчастный правитель, обречённый навек остаться аистом, знакомится с саламандрой — такой же заколдованной девушкой, и они вместе решают обхитрить злодея.
В мультфильме пугает или напрягает всё: главный злодей, необъяснимо унылые пейзажи и обстановка дворца, слуги халифа, а также общая безысходная и тревожная атмосфера.
Однако в этом длинном списке явно лидируют несчастные создания — гибриды людей и животных, которых, как оказывается, создаёт в своём жилище колдун.
Потец
Производство мультипликационного фильма 1992 года было закончено уже после распада СССР, однако традиционно его причисляют именно к советским мультфильмам, что связано в том числе с его стилистикой.
Фабула мультфильма основана на произведении поэта-абсурдиста Александра Введенского, по сюжету которого сыновья выспрашивают у отца значение слова «потец». Он всячески уходит от ответа, и лишь в конце открывается, что потец — это пот, выступающий на лбу мертвеца.
По одной из трактовок, смысл фабулы в нежелании сыновей взрослеть и принимать возможность смерти отца, что и воплощено в визуальном ряде: сыновья показаны несмышлёными птенцами, снующими вокруг его монументальной фигуры.
Ожидаемо, что мультфильм с таким сюжетом должен быть очень мрачным и депрессивным.
Искажённые фигуры, тёмные краски и тревожная музыка — всего этого здесь хоть отбавляй.
ФРУ-89. Слева направо
Четырёхминутная короткометражка, снятая, как видно из названия, в 1989 году, является аллегорией фрустрации — чувства невозможности удовлетворения своих потребностей.
Сюжет представляет собой видения голодной собаки, состоящие из ряда странных, ни на что не похожих существ. В конце эти создания превращаются в долгожданную косточку.
Абсурдность и ускользающий смысл происходящего, который сложно понять, не прочитав трактовку, действительно способны вызвать ощущение страха и дискомфорта.
Келе
В основе этого мультфильма 1988 года лежит чукотская сказка о злом духе, который охотится на двух девочек. Девочкам удаётся обхитрить чудовище, благодаря чему они успешно уходят от преследования.
Мультфильм целиком черно-белый и снят в очень минималистичной манере: у девочек даже нет лиц, что придаёт ещё больше жути.
Сам же Келе — это бесформенное, странное чёрное существо с огромной пастью. Поистине здесь есть от чего испугаться и ребёнку, и даже взрослому.