Обзор: «Чёрная Пантера» встряхнула вселенную Марвел
26 февраля в российских кинотеатрах выходит в широкий прокат фильм «Чёрная Пантера», но уже сейчас можно услышать множество дискуссий об этом кино. Чтобы помочь нашим читателям понять, что же такого особенного этом очередном супергеройском фильме Марвел, так ли он хорош и стоит ли тратить деньги на билет в кино, мы перевели рецензию ведущего кинокритика издания The New York Times Манолы Даргис.
Режиссёр | Райан Куглер |
Сценаристы | Райан Куглер, Джо Роберт Коул |
Актёры | Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго, Данай Гурира, Мартин Фриман |
Возрастное ограничение / Рейтинг MPAA | 16+ / PG-13 |
Продолжительность | 134 мин. / 2:14 |
Жанр | Фантастика, боевик, приключения |
«Чёрная Пантера» словно разряд молнии вызывает в зрителе восторг через своё своеобразие и создание мифа, о котором Голливуд всё реже задумывается в своих фильмах. Большинство фантазий крупных студий приглашает зрителя на весёлую прогулку, рассказывая одни и те же истории и продолжая всё те же франшизы. Но не это кино. Здесь в центре истории оказывается фантастическая страна Ваканда — африканский рай, где зелёные пейзажи сливаются с синим небом научной фантастики. Здесь космические корабли, напоминающие племенные маски, парят над водопадами, приземляясь в истории, за которой стоит больше, чем просто развитие бренда.
Содержание
История персонажа комиксов, перекочевавшего в фильм
Ваканда является родиной Т’Чаллы, скрывающегося под именем Чёрная Пантера (актёр Чедвик Боузман), очередного супергероя, сошедшего со страниц комикса в свой новый фильм. Оригинальная Чёрная Пантера, стиляга в костюме с когтями и ушами, была создана в 1966 году Стэном Ли и Джеком Кирби и впервые появилась в приключении Фантастической Четвёрки в Ваканде, стране, питаемой энергией с помощью мистического металла вибрания. Это было сенсационное и своевременное появление (революционная группировка с таким же именем была официально сформирована в этом же году), и к концу первого приключения Четвёрка объявила Т’Чаллу: «У Чёрной Пантеры нет причин заканчивать свою карьеру!».
Десятилетия спустя, Чёрная Пантера сменила множество костюмов, прошла через большое количество приключений в комиксах, некоторые из которых были созданы под руководством кинематографиста Реджинальда Хадлина и Та-Нахаси Коатс. Для работы над первым фильмом Марвел привлёк Райана Куглера, стряхнувшего пыль со старой франшизы, выпустив фильм «Крид: Наследие Рокки» с Майклом Б. Джорданом в роли афроамериканского чемпиона. Для «Чёрной Пантеры» Куглер вновь пригласил Джордана и ещё нескольких человек из старой команды, включая Рэйчел Моррисон, главного оператора его прошлой картины «Станция Фрутвейл». Возможно, именно благодаря сработанной команде фильм получил такую теплоту и текучесть.
Критическое мнение
Как и в любом фильме Марвел, в этой картине много действия, но оно не сводится к типичной супергеройской работе, из-за которой фильм кажется перекаченным и тут же забывается. Созданная Куглером и Джо Робертом Коулом «Чёрная Пантера» переносит историю Т’Чалла в настоящее, описывает его прошлое, смотрит в его будущее и при этом освобождает место для киновселенной Марвел и других её героев («Чёрная пантера» впервые появилась в быстро забывшемся «Первый мститель: Противостояние»). К тому же, фильм показывает Ваканду скорее как милитаристскую монархию, всё равно остающуюся справедливой и демократичной.
История изначально включает приятного, но очевидно мультяшного злодея Улисса Клоу (Энди Серкис явно отлично проводит время), продавца оружием на чёрном рынке с оружейным протезом вместо руки, выговором языка африкаанс и неудержимыми сообщниками, включающими в себя Эрика Киллмонгера (Джордан). Необычные нательные украшения Киллмонгера, как следует из имени, (Kill — убийство; Monger — продавец), имеют, так скажем, интересное происхождение. Злодеяния этой группы привлекают внимание Чёрной Пантеры и международной слуги закона в лице дружелюбного агента ФБР (как всегда располагающий к себе Мартин Фриман), чей статус непреклонно хорошего парня напоминает, что «Чёрная Пантера» всё же придерживается некоторых сомнительных голливудских традиций.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Какое-то время, пока история разворачивается то тут, то там, перескакивая с Ваканды на Пусан в Южной Корее, создаётся ощущение, что создатели фильма просто пытались изобразить смесь Джеймса Бонда с Человеком-Пауком. Чёрная Пантера с компанией даже пробирается в роскошное казино, и вскоре это место словно заполняется хореографическим хаосом рук и ног, который в итоге достигает своего апогея. Здесь и неизбежная хаотичная погоня, в результате которой Пусан превращается в видеоигру, и удручающая реклама автомобилей, которая немного сглаживается непривычным изображением босой ноги воительницы, вдавливающей педаль в металл.
Подобные изюминки (наравне с воздушным париком и неиствующими носорогами) и пейзажи Ваканды наделяют сцены экшена драйвом и индивидуальностью, но сильные стороны режиссуры Куглера на самом деле более аккуратны. В «Чёрной Пантере» есть ряд эпизодов, способных заставить вас прослезиться не только из-за того, где они происходят или что в них произносят, но ещё и из-за той чувственности, которой режиссёр наполняет их. Он также принимает несколько грамотных решений. Поэтому, прежде чем Серкис украдёт слишком много сцен, Куглер переводит своё внимание на Киллмонгера и толкает фильм в другом направлении, прочь от белого злодея, мешающего чёрным людям, к чёрным людям, живущим своей жизнью.
Одно из удовольствий от фильма и его дух, пронизывающие визуальное составляющее картины, заключаются в отказе от выбора крайностей «или-или», включая бинарную оппозицию, формирующую наши взгляды на расы. Жизнь в Ваканде одновременно урбаническая и сельская, футуристическая и традиционная, технологичная и мистическая. Космические корабли проносятся над высокими зданиями с соломенными крышами; парящий поезд скользит над рынком с подвешенными ткаными корзинами. В одной из самых невероятных локаций, тронном зале под открытым небом, горизонтально подвешенные ветви деревьев создают свободный узор, который подчёркнуто размывает границу между внутренним и внешним мирами и вторит рисунку на костюмах людей.
Отказ от «или-или» распространяется и на Киллмонгера, чья эмоциональная предыстория придаёт фильму более весомое и реалистичное движение, чем раскрытие любого другого героя Марвел. Как и многие другие приключения, «Чёрная Пантера» развивает проблему отцов и детей: тут и убийства, и вакуум власти, и неохотный наследник — патрилинейная интрига, наполненная насыщенными столкновениями лицом к лицу, включая вопросы наследования, идентификации, африканской диаспоры, нового мира и старого мира. Одна из особенно развивающихся нитей повествования воплощена Стерлонгом К. Брауном, трепетным, невероятно чувствительным актёром, способным передать целые главы горя (он мог бы даже уделать Жюльет Бинош).
Майкл Б. Джордан проявил себя в этом фильме невероятно харизматично, что иногда даже задумываешься, не стал бы он ещё лучшей Чёрной Пантерой. Магнетизм Бозмана разгорается медленнее, его игра более физически сдержана, чем у Джордана, иногда даже нарочито, но и у него есть свои броские свободные эпизоды, в том числе сцены рукопашного боя (борьба имеет большое значение в Ваканде, поэтому вы увидите много сексуальных картин противостояний с участием обнажённых тел и играющих мышц). Как и многие другие вакандцы, он говорит с южноафриканской ритмичностью: такой говор однозначно проводит параллель с Нельсоном Манделой и предполагает, что Т'Чалла вскоре примерит роль международного дипломата.
«Чёрная пантера» и женщины
Для политики и мифологии фильма важно женское окружение главного героя, в том числе батальоном женщин-воинов Дора Миладже. Это не типичные для кино раздражающе сильные девицы с тяжёлым характером и крупными бицепсами, за которыми ничего не стоит. При всех проблемах Т’Чаллы с отцом, он всё же окутан женщинами, смягчающими его своей материнской, военной, сестринской и научной поддержкой. Рядом с ним стоит женщина-генерал (Данай Гурира), а его сестра (полная жизни Летишиа Райт) обеспечивает его гаджетами а-ля Джеймс Бонд. Анджела Бассет лечит в роли королевы-матери, а Лупита Нионго в роли шпиона, кажется, заложила основу для собственного спиноффа.
Подпитываясь энергией своих женщин и процветающим афрофутуризмом, Ваканда сама по себе представляет силу фильма, его крик сплочения и состояние разума. В начале фильма белый персонаж небрежно описывает её как «страна третьего мира — ткани, пастухи, прикольные наряды». Ирония заключается в том, что Ваканда действительно подходит под это описание, только пастухи патрулируют границу с помощью смеси технологий и волшебства, а текстиль и наряды ослепляют из-за секретного материала на основе вибраниума. Если смотреть более критично, Ваканда избежала исторических травм, постигнувших остальную Африку, и не страдала от последствий колониализма и постколониализма.
В «Чёрной Пантере» раса имеет значение, и его корни уходят глубже типичных представлений о хороших и плохих парнях. Значение расы здесь заключается в исследовании крупных проблем людей в отношении прошлого и настоящего, использования власти и злоупотребления ею. Уже только один этот аспект, заставляющий задуматься, как работает мир, отличает этот фильм от других мейнстримовых кинокартин, даже если эти идеи поданы через историю комиксов. Это не было бы работой Марвел, если бы тут не было потасовок и цифровых аватаров. И всё же акцент «Чёрной Пантеры» на чёрную эмиграцию, созидание и освобождение делает её символом отвергнутого прошлого и будущего, которое кажется очень настоящим. Таким образом фильм раскрывает нам свой мир и наш мир тоже.