Рассказываем смысл особенно непонятных концовок у фильмов
Концовка в большинстве фильмов служит своего рода наградой для зрителя, финальным призом, если хотите. Финал картины обычно награждает героя прекрасной принцессой, а всех злодеев наказывает в первую очередь потому, что так нравится большинству. Люди в зале натерпелись вместе с героями лишений, пережили несколько битв и теперь требуют законный кусочек счастья. Но некоторые фильмы намеренно делают свой сюжет максимально запутанным, и тогда концовка становится не финальной наградой, а последней загадкой авторов, ответ на которую зрителю предстоит искать самому. Фильмы с запутанной концовкой могут оказаться крепким орешком, который по зубам далеко не всем.
Осторожно! Впереди спойлеры! Много спойлеров!
Содержание
Начало (2010)
Оценка КиноПоиска: 8,6. Оценка IMDb: 8,8.
«Интеллектуальный блокбастер» британского режиссёра Кристофера Нолана рассказывает историю Доминика Кобба, специалиста в редкой профессии — промышленном шпионаже, осуществляемом через сны. Доминик знает, как украсть самое ценное и надёжно спрятанное имущество человека — его мысли.
Однажды могущественный бизнесмен Сайто предлагает Коббу необычную сделку: главный герой не украдёт, а внедрит идею в голову наследника многомиллионной энергетической империи Роберта Фишера, взамен получив возможность легально вернуться в США, где живут дети Кобба. Доминик соглашается и создаёт суперкоманду специалистов в области снохождения, вместе с которыми собирается поместить сознание Роберта на самый глубокий уровень сна, где его мысли будут максимально уязвимы.
Всё идёт по плану, пока не обнаруживается, что во сне Коббу и его помощникам начинает мешать проекция погибшей жены главного героя, Мол. В итоге команде всё-таки удаётся выполнить задание и внедрить в сознание Роберта мысль о том, что отцовскую компанию стоит разделить, чтобы начать всё заново. Сайто выполняет своё обещание и помогает Коббу легально возвратиться в США. Тут-то и начинается самое интересное.
Вернувшись домой, Доминик видит своих детей, которые совсем не изменились с их последней встречи. В попытке понять, реальность это или сон, главный герой запускает карманный волчок, который перестаёт крутиться и падает только наяву. Однако зритель не видит результатов эксперимента — сам Кобб идёт к детям, а кадр вращающегося волчка обрывается. Существует множество догадок о том, проснулся ли Доминик или стал пленником сна, каждая со своей обширной и подробной аргументацией, но наиболее точное объяснение концовки изложил сам режиссёр. В одном из интервью Кристофер Нолан сказал, что самое важное в заключительной сцене — тот факт, что Коббу уже всё равно, во сне он или в реальности, важно лишь то, что он наконец-то воссоединился с семьёй.
Остров проклятых (2010)
Оценка КиноПоиска: 8,4. Оценка IMDb: 8,1.
Четвёртая совместная работа прославленного режиссёра Мартина Скорсезе и актёра Леонардо ди Каприо представляет собой мрачный детективный триллер, главный герой которого, маршал Тедди Дэниелс, прибывает на загадочный остров Шаттер, где находится психиатрическая лечебница для самых опасных душевнобольных. Маршал вместе со своим напарником Чаком Оулом должен расследовать загадочное исчезновение одной из пациенток клиники — Рэйчел Соландо.
Постепенно напарники всё глубже проникают в тайны острова, убеждаясь в том, что в клинике что-то не так. Все подсказки ведут Тедди к загадочному маяку, где должны проводиться жуткие бесчеловечные эксперименты, но на месте не обнаруживается никакой лаборатории, а только главврач клиники, который рассказывает маршалу, что на самом деле тот никакой не маршал, а один из пациентов клиники, Эндрю Лэддис, осуждённый за убийство своей жены. Главный герой вспоминает, что его супруга сошла с ума, утопила их детей, а после была убита им самим. Всё расследование оказалось лишь инсценировкой, которую придумал лечащий врач, чтобы помочь больному вернуться в реальный мир. Если результата не будет — вечно пытающегося сбежать с острова Эндрю подвергнут терапии, после которой от сознания бывшего маршала уже не останется ничего.
Утром следующего дня напарник главного героя, Чак Оул, спрашивает у Эндрю, как он себя чувствует, и получает ответ, что мнимый маршал собирается бежать с острова. Чак даёт знак, что инсценировка не принесла ожидаемых результатов, и Эндрю уводят для прохождения терапии, которая уничтожит его личность. Конец может показаться очевидным — главному герою ничего не поможет, но брошенная напоследок фраза «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?» даёт понять — Лэддис пришёл в норму, но жить с осознанием собственной виновности в гибели жены и детей не может.
2001: Космическая одиссея (1968)
Оценка КиноПоиска: 7,9. Оценка IMDb: 8,3.
Легендарная научно-фантастическая лента Стэнли Кубрика обладает невероятно сложной и запутанной структурой на всём своём протяжении и выглядит непонятной не только концовка фильма, но и многие другие части. Однако финал — апофеоз сложного интертекстуального творения американского гения. Сюжет картины повествует о путешествии экипажа космического корабля «Дискавери» к загадочному объекту внеземного происхождения под названием «монолит», чёрного параллелепипеда, прошлое появление которого произошло в доисторическую эпоху и помогло австралопитекам освоить примитивные орудия труда. Экипаж состоит из двух космонавтов Дейва Боумена и Фрэнка Пула, а также компьютера с искусственным интеллектом под названием HAL 9000. Компьютер со временем сходит с ума и, заподозрив людей в сговоре, убивает одного из них.
Чудом выживший второй астронавт, Боумен, отключает спятивший компьютер и добирается до монолита. Едва коснувшись объекта, Дейв переносится в неизвестное место и стремительно стареет, в конце концов переродившись в гигантского эмбриона, который глазами полными грусти смотрит на окружающую его галактику. Сами авторы заявляли, что не хотели делать свой фильм слишком простым, но концовку многие объясняют отсылками к философии Ницше, согласно которой человек — лишь переходная стадия между обезьяной и сверхчеловеком. Этим самым суперменом, которому суждено привести цивилизацию к новым горизонтам и стал Боумен.
Чёрный лебедь (2011)
Оценка КиноПоиска: 7,7. Оценка IMDb: 8,0.
Психологический триллер Даррена Аронофски, который принёс «Оскар» исполнительнице главной роли Натали Портман, погружает зрителя в жестокий мир балета, где свой путь к славе ищет юная балерина Нина Сайерс. В будущей постановке «Лебединого озера» она получает главную роль, хотя режиссёр Тома Леруа сомневается, сумеет ли девушка сыграть одновременно нежного и лёгкого Белого лебедя и страстного и сексуального Чёрного лебедя. Дублёршей Нины в постановке становится новая балерина театра — Лили, которая гораздо больше подходит на роль тёмной ипостаси. Главная героиня начинает борьбу с самой собой, в попытках идеально исполнить свою роль в постановке, постепенно сходя с ума от одновременного чувства влечения и презрения к раскованной и открытой Лили.
Концовка, происходящая в момент премьерного показа балета, начинается с того, что Нина падает в первом акте и в слезах отправляется переодеваться ко второму. В гримёрке она видит Лили, уже полностью готовую к выходу на сцену вместо главной героини. Завязывается драка, в которой Нина убивает свою соперницу ударом осколка стекла в живот и прячет тело в ванную. После превосходно отыгранного второго акта в гримёрку к Нине приходит абсолютно живая Лили и выражает своё восхищение. Главная героиня понимает, что тела в ванной нет, а у неё самой в животе зияет кровоточащая рана, девушка всё это время дралась только сама с собой. В финале третьего акта обессиленная Нина падает на руки режиссёра, истекая кровью. Встревоженная реакция труппы и работников театра не оставляет сомнений, что кровь настоящая, и Нина в самом деле ранила себя в попытках добиться совершенства.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Донни Дарко (2001)
Оценка КиноПоиска: 7,6. Оценка IMDb: 8,1.
Ещё один невероятно запутанный и мрачный фантастический фильм в нашей подборке, в котором концовка лишь вишенка на торте непонятности.
Сюжет культовой ленты рассказывает историю молодого человека по имени Донни Дарко, который чудом избегает смерти в результате падения на его дом двигателя реактивного самолёта, однако узнаёт, что через 28 дней случится конец света. В дальнейшем главный герой ближе знакомится с теорией перемещения во времени, видит странные жуткие знаки, которые дают понять, что именно от мрачного подростка Донни зависит судьба мира. В итоге молодой человек вынужден отправиться в прошлое и погибнуть в своём доме от упавшего двигателя, чтобы вселенная смогла жить.
Главный герой здесь — не простой подросток, а, согласно вымышленной, существующей в сюжете фильма, книге о путешествиях во времени «живой проводник», который оказался в альтернативной хронологической вселенной и теперь должен вернуть артефакт (двигатель) обратно в основную временную линию, иначе альтернативная превратится в чёрную дыру и уничтожит все остальные. Этим и объясняется истерический смех Донни в финале картины — теперь он видит будущее и понимает, что вынужден пожертвовать собой.
Малхолланд-драйв (2001)
Оценка КиноПоиска: 7,6. Оценка IMDb: 8,0.
Дэвид Линч — признанный мастер запутанных сюжетов и сложных концовок. В «Малхолланд-Драйв» его гениальность проявляется в полной мере: на первый взгляд, лента кажется набором разрозненных видеофрагментов, хотя в реальности представляет собой весьма стройное повествование. На самом деле главная история всего одна — там, где отвергнутая и одинокая актриса Дайана Сэлвин заказывает убийство своей бывшей любовницы Камиллы, не в силах смотреть, как та целуется с кинорежиссёром. Мучимая чувством вины Дайана выдумывает для себя альтернативную реальность, где она всё ещё молодая и подающая надежды Бетти Элмс, а Камилла — беспомощная, полностью от неё зависимая Рита. Остальные же сюжеты — истории второстепенных персонажей, оказавшихся вовлечёнными в этот круговорот страстей.
Бартон Финк (1991)
Оценка КиноПоиска: 7,6. Оценка IMDb: 7,7.
Сюрреалистическая чёрная комедия Братьев Коэн рассказывает историю молодого сценариста по имени Бартон Финк, который приехал покорять Голливуд, лелея мечту увидеть «фабрику грёз», а столкнулся с жестоким и неприветливым миром. В финале Бартон приходит на пляж и смотрит на девушку, которая точь-в-точь похожа на ту, что изображена на фотографии в его гостиничном номере. Можно было бы подумать, это символ достижения мечты, но нет. Режиссёры весь фильм предупреждали своего героя о том, что впереди его не ждёт ничего хорошего, но он упорно шёл к своей цели — к красивой картинке, на которую стоит любоваться лишь с безопасного расстояния.
Ванильное небо (2002)
Оценка КиноПоиска: 7,5. Оценка IMDb: 6,9.
Сюрреалистичная мелодрама с Томом Крузом в главной роли является ремейком испанской картины «Открой глаза» и знакомит нас с героем фильма, Дэвидом Эймсом. У Дэвида было фактически всё, о чём только можно было пожелать: успешная карьера, деньги, красота, потрясающая подруга Джулиана и всеобщая любовь. Однажды на вечеринке Эймс встречает очаровательную Софию. Джулиана устраивает сцену ревности. Ссора переносится в машину теперь уже бывшей девушки главного героя, которая в расстроенных чувствах намеренно устраивает автоаварию и в ней погибает. Дэвид же становится инвалидом — теперь он вынужден носить специальную маску, дабы скрывать своё изуродованное лицо. Главный герой решается на рискованную пластическую операцию, после которой возвращается к нормальной жизни и встречается с Софией.
Но со временем Дэвиду всё чаще начинают сниться кошмары, в которых он видит то погибшую Джулиану, то снова своё изуродованное лицо, то сцены убийства. Психолог помогает главному герою разобраться, что в его существовании правда, а что вымысел. Расследование выводит на компанию «Продление жизни», занимающуюся заморозкой безнадёжных пациентов, которым на время сна создают видения его идеальной жизни. К ним и обратился Дэвид, и сейчас находится во сне. Он понимает, что не удовлетворится миром грёз и принимает решение проснуться в реальности, спрыгнув с крыши.
Бёрдмэн (2014)
Оценка КиноПоиска: 7,5. Оценка IMDb: 7,7.
Оскароносная чёрная комедия Алехандро Гонсалеса Иньярриту рассказывает о вышедшем в тираж актёре Риггане Томсоне. Когда-то он был известен благодаря роли супергероя со способностью к полёту по имени Бёрдмэн, но теперь пытается доказать всем вокруг и самому себе, что он серьёзный, настоящий актёр.
Для этого Ригган решает выступить режиссёром и исполнителем главной роли в бродвейском спектакле, который с первых репетиций катится в пропасть. От этой постановки зависит судьба самого Риггана, так что актёр готовится к премьере в состоянии жуткого стресса, из-за чего в его сознание вторгается его альтер-эго, Бёрдмэн, который напоминает ему о том, как здорово было быть героем безмозглого боевика.
В концовке Ригган после неожиданно удачной премьеры оказывается в больнице с лёгким ранением. По окончании очередного приёма посетителей, он буднично и спокойно выходит в окно, причём так легко, будто и в самом деле умеет летать. Сразу же после этого в палату забегает дочь Риггана, Сэм, но вместо того, чтобы опустить глаза вниз, откуда раздавались крики людей и вой сирены скорой помощи, поднимает их к небу, где «видит» своего отца. На самом деле Ригган мёртв, что доказывают звуки снизу, просто его дочь тоже стала безумной.
Американский психопат (2000)
Оценка КиноПоиска: 7,1. Оценка IMDb: 7,6.
Резкая и жестокая история успешного молодого человека Патрика Бэйтмана, которая каждым своим образом критикует американское общество консюмеризма, закончиться понятно и без затей просто не могла. Внешне благополучный молодой человек встал на путь маньяка-убийцы, чтобы в конце узнать, что возможно… Ни одна из его жертв не мертва!
Адвокат, которому в финале Патрик в слезах выкладывает детали убийства Пола Оуэна, заявляет, что недавно встречался с первой жертвой главного героя в Лондоне, а значит, все убийства — выдумка. Сошедший с ума от невозможности более жить по правилам ненавистного общества, Патрик создал в своём сознании альтернативную жестокую вселенную, в которой и совершал преступления.
Однако главная проблема для него скорее в том, что персонажи так мало внимания уделяют другим людям, что даже будь убийства настоящими — всем было бы плевать.
Запутанная концовка — последний кусочек пазла, который всё никак не складывается, самая сложная часть длинной загадочной истории. Некоторые финалы намеренно создаются такими, некоторые получаются из-за основной тематики фильма, но их все объединяет ореол загадочности, из-за которого зрителям хочется вновь и вновь пересматривать эти ленты, выискивая подсказки, оставленные хитроумными авторами.