Как обхитрили Евгения Леонова и другие истории из съемок «Полосатого рейса»
Иногда хочется, чтобы после съемок фильма был снят фильм о съемках. К таким шедеврам и относится эта картина. История работы над «Полосатым рейсом» заслуживает отдельного сценария.
Появление Маргариты Назаровой
В 1960 году Москву с высоким визитом посетил император Эфиопии. Гостю показали все достопримечательности, а первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев лично повел его в цирк, где выступала Маргарита Назарова. Представление очень понравилось гостю, и Н.С. Хрущев, увидев это, сказал, что только в Стране Советов могут жить такие храбрые женщины. И посетовал, что о них не снимают фильмов.
Фильм «Укротительница тигров», где Назарова была дублером Людмилы Касаткиной, был снят всего 5 лет назад, но желающих поправить первого секретаря ЦК не нашлось. Наоборот, на волне успеха предыдущего фильма было решено снять новый – на этот раз именно с Назаровой в главной роли.
Как медведи стали тиграми
Сценаристы, услышав о правительственном заказе, завалили киностудии своими сценариями. Однако все они были слишком шаблонными и скучными: про совхоз, в котором был организован свой зоопарк, про работницу фабрики, неожиданно открывшую в себе талант дрессировщика.
Но режиссер Владимир Фетин хотел снять что-то новое, ранее не встречавшееся. Поэтому ему так понравилась история капитана дальнего плавания Виктора Конецкого о том, как однажды ему довелось перевозить северных медведей с далекого острова Врангеля.
В пути один из зверей вырвался из клетки и принялся метаться по кораблю. Еле-еле матросы загнали медведя обратно в клетку пожарными шлангами.
«Ну что ж, – улыбнулся режиссер, – постараемся сделать веселый интересный фильм. Если останемся живы…» Медведей заменили тиграми и львами, сценарист А.Каплер добавил любовную линию между главной героиней и старпомом, а виновницей произошедшего побега было решено сделать обезьяну.
Документ о безопасности
Тигры, даже дрессированные, никогда не перестают быть опасными хищниками. Поэтому все актеры перед подписанием договора знакомились с особым документом, разработанным дрессировщиками и Комиссией по охране жизни и здоровья артистов.
Было запрещено подходить близко к клеткам, чтобы тигр не зацепил лапой и не затащил внутрь. Нельзя было дразнить или пугать хищников, показывать им свой страх.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Особо режиссеры предупреждали актеров никогда не поворачиваться к животным спиной, чтобы в зверях не пробудился инстинкт охоты на беззащитную добычу.
Об этом, по иронии судьбы, забыл сам режиссер, когда однажды после удачного дубля сказал: «Всем спасибо, снято!» – повернулся и направился к выходу. Тигр тут же пошел за ним следом, забил хвостом и приготовился к прыжку. Хорошо, что дрессировщик Константин Константиновский вовремя заметил это и остановил зверя.
Многие актеры отказались от съемок, дойдя при чтении документа о безопасности до строк: «Если в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет вашу ногу в пасть — ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти. Нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет».
Самым храбрым оказался актер Алексей Смирнов, который не только придумал ряд опасных эпизодов (например, таскал зверя за хвост, бегал от него по радиорубке), но и отказался от дублера. Чтобы завоевать расположение животных, Смирнов целый месяц подкармливал их и разговаривал с ними, пока они к нему не привыкли.
Как обхитрили Евгения Леонова
А вот Евгений Леонов отказался от близкого знакомства с тиграми наотрез. Он настолько боялся хищников, что соглашался сниматься с ними, только если они были в клетках. Поэтому сцена, где во время мытья актера в ванной туда должен был зайти тигр, не вызвала у него энтузиазма. Артист не поддавался ни на какие уговоры.
Режиссер пообещал снимать Леонова за специальным бронированным стеклом, которое бы надежно отделяло его от опасного зверя, на что тот согласился. Однако перед съемками выяснилось, что стекло дает заметные блики и снимать с ним невозможно. Режиссер тихонько приказал стекло убрать, но актеру об этом не говорить.
Тем временем Леонов сидел в ванной и с удовольствием намыливался хорошо пенящимся французским шампунем. Он так увлекся этим занятием, что совершенно не обратил внимания на непривычную тишину на съемочной площадке. В этот момент тигр Пурш, тихонько подталкиваемый Назаровой, вошел в ванную, принялся обнюхивать флакончики на столе, чихнул от резкого запаха духов и уронил бутылочку одеколона.
Услышав звяканье, Леонов решил, что это кто-то из съемочной группы. Спросил, кто это, и, не получив ответа, открыл глаза. Увидев прямо перед собой морду тигра, артист подскочил, как ошпаренный, плеснул в хищника водой и, как был нагишом, выбежал из кадра.
Так этот момент и вошел в фильм. Хорошо, что тигр был очень смирный и не стал преследовать Леонова. Его куда больше заинтересовала ванная, полная воды, – все тигры любят купаться.