Как удалось снять фильм «Бег», несмотря на строгий запрет Сталина
Пьеса Михаила Булгакова «Бег» была признана антисоветской. Произведение с таким статусом автоматически лишалось всех шансов появиться на сцене театра или телеэкране. Тем не менее ленту удалось снять.
Запрет самого вождя
«Бег» повествует о жизни в эмиграции русской интеллигенции и белых офицеров. Работу над произведением автор закончил в 1927 году. Премьера спектакля была запланирована на 1928-й.
На постановку пьесы у Булгакова был заключен договор со МХАТом. Ни у кого не возникало сомнений в том, что спектакль будет иметь огромный успех.
Однако Сталин личным приказом запретил пьесу. Он посчитал, что писатель слишком симпатизирует «антисоветской эмигрантщине», пытаясь вызвать жалость и сострадание, и даже оправдать белогвардейцев. «Бег» в том виде, в каком он есть, представляет собой антисоветское явление», – заявлял Сталин.
Булгаковское чудо
Никто из режиссеров не хотел браться за опального писателя. Но все же нашлась пара смельчаков – это были Владимир Наумов и Александр Алов. Вдова писателя, Елена Булгакова, консультировала их на съемках.
Позднее режиссеры заявляли, что она являлась неким связующим звеном, которое необьяснимым образом объединяло съемочную команду с самим автором пьесы. И то, что сценарий все-таки был утвержден, режиссеры называли не иначе, как «булгаковское чудо».
Пока начальство не спохватилось, они срочно упаковали оборудование и уехали на съемки, стараясь побыстрее потратить выделенный для фильма бюджет. Это был продуманный ход – таким образом, возникала некая гарантия того, что руководство не станет прекращать съемки, ведь большая часть денег уже потрачена.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Два запрета на показ
Когда начальство все же одумалось и решило запретить съемки, режиссеры посовещались, но работу не остановили. Вдруг «пронесет», решили они.
В итоге те начальники потеряли свои должности, а на режиссеров махнули рукой. Они спокойно продолжили работу над фильмом. Можно сказать, это было еще одним проявлением «булгаковского чуда».
Второй раз киноленту пытались запретить уже за 5 дней до показа. Съемочной группе довелось лететь одним рейсом с членами Политбюро.
Немного разговорившись с ними, Наумов решил пожаловаться, дескать, такой хороший фильм с уважаемым артистом Ульяновым почему-то запретили. Уже на следующий день в городе были заново расклеены афиши и показ киноленты все же состоялся.
Прототипы героев
Булгаков писал свою пьесу «Бег» по воспоминаниям жены, которая в то время жила в эмиграции во Франции с первым мужем, а также по мемуарам генерала белой гвардии Якова Слащева. Поэтому у многих героев пьесы и фильма были реальные прототипы.
Так, например, сам Яков Слащев, воевавший против красной армии в Крыму, а позднее эмигрировавший в Константинополь, стал Романом Хлудовым. Люська Корсакова – прообраз его полевой жены, Нины Нечволодовой.
Генерал Чарнота – это генерал-лейтенант Сергей Улагай, который после штурма Перекопа был отправлен в эвакуацию Турцию. Позднее он уехал во Францию, где им была основана труппа цирковых наездников. Кроме того, имя и некоторые черты его образа списаны с генерал-лейтенанта Бронислава Людвиговича Черноты-де-Бояры Боярского, во времена революции служившего в Польском корпусе.
Один из главных предводителей Белого движения, барон Петр Врангель представлен как Главнокомандующий. А настоятель церкви белогвардейской Русской армии, митрополит Вениамин в кинофильме стал епископом Африканом.
1 комментарий