Самые неожиданные победители в номинации «Лучший фильм» на Оскаре
У премии «Оскар» очень много недоброжелателей, которые давно уже говорят о социальной и политической направленности мероприятия. Если говорить понятнее, то для получения заветной статуэтки совершенно необязательно снимать шедевр. Порой для этого необходимо точно попасть в общественное настроение, сделать ленту на острую тему, мимо которой академики просто не смогут пройти. Если посмотреть на все лучшие фильмы «Оскара», список получится очень даже противоречивым.
В данном ТОПе разобраны наиболее вопиющие случаи, когда выбор академиков просто невозможно было понять и принять. В расчёт берутся только несправедливые триумфаторы категории «Лучший фильм».
Содержание
«Лунный свет»
Пожалуй, своего апогея ситуация с незаслуженным награждением достигла в прошлом году. Фильм «Ла-Ла Ленд» не просто прокатили. Нет, над создателями ещё и знатно поиздевались. Его объявили победителем, а уже потом, прямо на сцене, отняли у создателей награды, передав их команде «Лунного света».
Что самое интересное, задолго до церемонии многие стали прочить победу именно истории о чернокожем гее-наркомане. Лента повествовала о мальчике, который живёт с зависимой матерью и с самого детства осознаёт странное влечение к мужчинам. С возрастом, его жизнь оказывается все прочнее связана с миром криминала, так ещё и нетрадиционные сексуальные предпочтения вызывают у него комплексы.
Фильм уж больно хорошо вписывался в оскаровские каноны. К тому же незадолго до этого разразился скандал, который шествовал по миру с лозунгом OscarSoWhite.
Однако в глубине души зрители у экранов и критики надеялись, что доводы разума и элементарный профессионализм возьмут верх над прогибом перед толерантностью. Всё-таки «Ла-Ла Ленд» был сильнее в художественном, эмоциональном, сюжетном плане. Что уж там, у молодого режиссёра Дэмьена Шазелла получился настоящий шедевр, признанный во всех планах. Когда Бонни и Клайд объявили победителя, выдохнули все. Однако радоваться, как оказалось, было рано.
Обиднее всего то, что абсолютно все номинанты того года были сильнее победителя. Если бы приз взял «Манчестер у моря» или «Прибытие», поклонникам кино не было бы так обидно. Но не стоит забывать, что церемонией правят, в первую очередь, социальные вопросы, а уже потом культурные ценности.
«Шофер мисс Дейзи»
В год, когда вышло целых три сильных фильма, победу одержала совершенно необязательная мелодрама о взаимоотношениях чернокожего мужчины и белой консерваторши. «Рождённый четвёртого июля», «Моя левая нога» и даже «Общество мёртвых поэтов» остались без наград. Это казалось как минимум несправедливым.
Главному герою Хоуку приходится буквально выживать в Атланте 50-х годов прошлого века. В городке царят консервативные порядки, и поэтому максимум, на что может рассчитывать мужчина — это работа у богатой дамы в преклонном возрасте. Мисс Дейзи не хочет иметь ничего общего с чернокожим мужчиной, но постепенно понимает, что раса не имеет значения, если у человека есть доброе сердце.
Удивительно, но спустя почти тридцать лет в мире распределения оскаровских наград ничего не изменилось. Толерантность все ещё впереди планеты всей.
Пожалуй, наиболее очевидным претендентом на главную статуэтку был пронзительный шедевр Оливера Стоуна «Рождённый четвёртого июля». Всё-таки академики любят военные фильмы, но не так сильно, как истории о взаимоотношении разных рас.
«Влюблённый Шекспир»
Откройте любой, абсолютно любой список самых переоценённых фильмов мира, и вы найдёте там «Влюблённого Шекспира». Ленту просто завалили всеми возможными наградами. Простить индивидуальную статуэтку Гвинет Пэлтроу за посредственную игру было ещё можно, но награждение картины в главной категории просто не укладывалось в голове!
Главным героем фильма оказывается молодой драматург Уильям Шекспир, который столкнулся с творческим кризисом. Он никак не может поставить новую пьесу, но все меняется с появлением красотки Виолы. Девушка выдаёт себя за мужчину, чтобы сыграть в новой постановке Шекспира, а вскоре между ними вспыхивают искренние чувства.
Можно было бы списать триумф фильма на отсутствие сильных номинантов, но в тот год в номинации произошёл просто парад шедевров. «Тонкая красная линия», «Елизавета», «Жизнь прекрасна» — все эти фильмы были более достойны награды. Однако по справедливости главный «Оскар» обязан был забирать Стивен Спилберг и его «Спасти рядового Райана». Лента до сих пор считается одним из главных шедевров в жанре военного кино. Однако вместо этого академики сделали абсолютно необъяснимый выбор в пользу «Влюблённого Шекспира».
Джуди Денч была награждена за роль королевы Елизаветы, которая показывается на экране в течение около восьми минут в чётырех сценах. Её роль является одной из самых непродолжительных среди лауреатов Оскара.
«Обыкновенные люди»
Драма Роберта Редфорда совсем неплохая, но её можно отнести к категории фильмов, которые забываются практически сразу после просмотра. Несмотря на это, ленту озолотили сразу в чётырех категориях, и это при условии, что Редфорд не смог показать нечто потрясающее в плане режиссуры или сюжета.
Лента Редфорда рассказывает про обычную семью, в размеренную жизнь которой врывается трагедия. Молодой человек по имени Бак погибает при трагических обстоятельствах, а его брат Конрад настолько тяжело переживает произошедшее, что хочет покончить с собой. Чтобы преодолеть горе, родственникам придётся объединиться.
Кто же должен был взять главную награду года? Тут может быть два претендента: гениальный «Человек-слон» и пронзительный байопик «Бешеный бык». Вторую ленту чаще всего называли в качестве основного претендента на заветного золотого болванчика. Однако в те годы Мартин Скорсезе носил почётный титул «главного мальчика для битья» среди оскаровских академиков. Желая в очередной раз принизить таланты постановщика, отборочный комитет отдал предпочтение куда более компромиссному Редфорду с его простой и понятной историей.
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
«Повелитель бури»
В 2010 году в главной категории было номинировано аж десять фильмов и все на удивление достойные. Кто-то делал ставку на «Бесславных ублюдков», а кто-то отдавал предпочтение «Невидимой стороне» и «Сокровищу». Однако все в тот год осторожно смотрели в сторону Джеймса Кэмерона.
Прославленный режиссёр вернулся в индустрию после долгого перерыва и побил все рекорды. Он создал самый кассовый фильм за всю историю под названием «Аватар». Да, у картины местами прослеживались проблемы с актёрской игрой и сценарием, но достижения постановщика, революция, проведённая им в индустрии, никем не оспаривались.
Однако у академиков было совершенно иное мнение по поводу потенциального победителя. Они хотели впервые в истории наградить женщину и сделали это в режиссёрской категории. Кэтрин Бигелоу обставила бывшего мужа Кэмерона, а потом ещё и забрала награду в главной категории, что стало абсолютной неожиданностью. Её картина рассказывает историю военных из элитного подразделения, которые занимаются разминированием бомб в Ираке. Главный герой Джеймс ведёт себя слишком легкомысленно, подвергая опасности сослуживцев. Из-за проделок парня среди членов группы начинается серьёзный конфликт.
Сейчас о «Повелителе бури» уже никто и не помнит. Это типичный случай, когда награды утекают к посредственным постановкам в связи с социальными аспектами и политизацией премии.
«Столкновение»
В 2006 году произошла чуть ли не главная неожиданность за всю историю «Оскара». С самого начала наградного сезона фаворитом считались фильмы «Мюнхен» и «Горбатая гора». Казалось, что даже Стивен Спилберг не сможет остановить уверенную поступь Энга Ли и его сенсационной истории про парочку ковбоев-гомосексуалистов к наградам.
Но то, что не может сделать Спилберг, вполне по плечу никому неизвестному Полу Хаггису. Его малобюджетная драма «Столкновение» отхватила главную награду сезона, что, кажется, шокировало абсолютно всех присутствующих.
Фильм представляет собой несколько короткометражных историй, объединённых ужасной трагедией. Герои попадают в аварии, перестрелки, сталкиваются с беззаконием. Все это заставляет их совершенно по-новому взглянуть на мир и своё место в нём.
Конечно, в адрес академиков тут же прозвучал слаженный хор упрёков, но победителей не судят, а Энгу Ли пришлось довольствоваться наградой за лучшую режиссуру.
«12 лет рабства»
Ещё один вопиющий случай, когда награда ушла картине только из-за её расового ориентира. В отличие от «Лунного света», «12 лет рабства» — фильм довольно интересный, с хорошей актёрской игрой и внятной сюжетной линией. Но практически сразу после выхода картины на экраны стало понятно, что Стив МакКуин ориентировался на наградный сезон. Все здесь настолько выверено, будто режиссёр шепчет вам на ухо «Дайте мне Оскар»!
Главный герой постановки — талантливый скрипач Соломон, который проживает в рабовладельческой Америке, но никогда не прислуживал белым. Его семья всегда была свободной. Однажды мужчина соглашается принять участие в серии концертов. Вот только вместо гонораров он сталкивается с обманом и многолетним рабством.
Факт награждения данной ленты кажется ещё более обидным на фоне очень сильного списка номинантов. Многие болели за революционную «Гравитацию», отмороженного «Волка с Уолл-Стрит» и актуального для академиков «Далласского клуба покупателей». Однако победителем вышел именно МакКуин. Ну, хоть Брэд Питт получил давно заслуженный «Оскар» за свою продюсерскую деятельность, и на том спасибо.
«Крамер против Крамера»
Социальная драма про противостояние родителей в битве за сына — далеко не худший фильм, получавший «Оскар». Дастин Хоффман и Мерил Стрип выложились по полной во время работы над этой картиной. Они играют семейную пару, пережившую развод. После того как главная героиня уезжает в неизвестном направлении, её супругу приходится искать общий язык с сыном. Преодолев множество испытаний, мужчина сталкивается с неожиданным возвращением жены, желающей забрать ребёнка. Сюжет неплохой, но лента просто не должна была получить главную награду года. Не должна была по одной простой причине: в тот год на экраны вышел «Апокалипсис сегодня».
Разрывающий на части фильм был безупречен с точки зрения драматургии и, конечно, постановки. Фрэнсис Форд Коппола едва не попрощался с жизнью после съёмок. Он пережил несколько инсультов и практически разорился, ведь финансировал съёмки из собственного кармана.
В тот год говорили, что режиссёру просто не повезло: на предыдущей церемонии академики уже наградили фильм про Вьетнам («Охотник на оленей») и не хотели повторяться. Вот только данное оправдание не выдерживает никакой критики в плане анализа масштаба той работы, которую проделал Форд Коппола.
«Операция «Арго»
Байопик про президента Линкольна от Стивена Спилберга, один из лучших мюзиклов в истории кино, яркая история про чернокожего раба от Квентина Тарантино — все эти фильмы прошли мимо главной награды в 2013 году. Тогда заветную статуэтку получил Бен Аффлек и его «Операция «Арго». Опять же, постановка не была ужасной. Просто она совершенно не соответствовала уровню того наградного сезона.
Главным героем выступает агент ЦРУ, пытающийся вызволить группу американских граждан из Тегерана в разгар гражданской революции. Стоит дипломатам выйти на улицу, как их тут же убьют. Поэтому они скрываются в доме канадского посла, ожидая помощи государства.
Сейчас, конечно же, про ленту Аффлека мало кто помнит. Фильм мгновенно исчез со зрительских радаров после триумфа. Зато «Джанго освобождённый», «Отверженные» и «Любовь» до сих пор востребованы среди фанатов. Это ли не главное мерило успеха?
«Форма воды»
Победа Гильермо дель Торо в 2018 году тоже для многих стала неожиданностью. Дело в том, что лента в жанре фэнтези брала награду в данной категории лишь однажды. Против режиссёра говорило и то, что главный конкурент «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» имел приличную армию поклонников и острый драматический сюжет.
Сюжетная линия, выстроенная дель Торо, была, наоборот, даже слишком проста. Скромная и немая уборщица влюбляется в странное морское существо. Поскольку это чудо природы собираются убить, женщина организует похищение уникального организма. Теперь они будут строить отношения в условиях постоянной опасности.
Каким-то чудом дель Торо сумел одержать не только победу в продюсерской категории, но и в режиссёрской. Его триумф вряд ли можно назвать на сто процентов заслуженным. Всё-таки лента получилась не самой сильной. Однако постановщик так искренне радовался своему триумфу, что ему тут же простили любые недочёты.
Награда Оскар всё-таки очень субъективна и избирательна. Иногда достаточно снять фильм на актуальную или остросоциальную тему, и это удовлетворит комиссию. Однозначно, жюри ещё не раз удивит любителей кино своим выбором в пользу кинолент, которые не совсем этого заслуживают.