Тян не нужны: почему в России блокируют аниме-сайты

С начала 2000-х годов дистрибьюторы пытались выпускать в РФ лицензионное аниме и мангу. Самой известной считалась компания MC Entertainment, вдобавок к дискам спонсировавшая создание тематического журнала «АнимеГид». В 2012 году она вышла из бизнеса — на рынке осталось несколько небольших фирм, завозивших товары из Страны восходящего солнца: «Реанимедиа», «Истари Комикс», «Азбука» и другие. Чтобы спасти бизнес, они борются с нелегальными ресурсами. Однако многие фанаты не понимают, почему блокируют аниме-сайты в России.

«Синема Галэкси» против цифровых пиратов

Постер аниме Шарлотта

Сейчас в Рунете только два официальных канала распространения японской мультипликации — Crunchyroll и Wakanim. В обоих случаях требуется платная подписка. С этими ресурсами конкурируют десятки сайтов, предлагающих бесплатный просмотр с субтитрами и озвучкой от любителей. Владельцы таких ресурсов зарабатывают на рекламе.

В первой половине года организация «Синема Галэкси», связанная с Wakanim и «Истари Комикс», пожаловалась в Мосгорсуд на порталы shikimori.org, anidub.com, animespirit.ru, yandere.tv, animevost.in, animeteatr.tv, animedia.tv, big-anime.ru, adultmult.tv, sovetromantica.com, animebest.org и smotretanime.ru. Причина — распространение сериала «Шарлотта», правами на который владеет «Синема Галэкси».

Мосгорсуд пошёл навстречу истцу. Хотя перечисленные сайты поспешили удалить «Шарлотту» ещё до оглашения решения, служители Фемиды распорядились о блокировке. Это своеобразная игра на опережение — на случай нарушений в будущем. Многие поклонники аниме раскритиковали жёсткое постановление суда, однако у законников были на то основания: «Синема Галэкси» и ранее возмущалась, что по нелегальным ресурсам разошлись сериал «Твоя апрельская ложь» и фильм «Твоё имя».

В итоге Роскомнадзор пожизненно «прикрыл» shikimori.org, big-anime.ru, animevost.in, yandere.tv, adultmult.tv и animespirit.ru. Некоторые СМИ сообщали, что adultmult.tv и animevost.in позже выбрались из-под «бана», однако по факту они остаются недоступными. «Анидабу» по непонятной причине дали месячную отсрочку, благодаря которой администрация успела перебраться с anidub.com на anidub.tv (оба домена сейчас заблокированы).

Что о ситуации думают правообладатели и эксперты?

Скриншот с сайта Wakanim

В комментарии для издания «Афиша Daily» Евгений Кольчугин, основатель «Синема Галэкси» и совладелец «Истари Комикс», прямо указал, что «Анидаб» и подобные ему сайты показывают школьникам рекламу букмекерских контор и онлайн-казино. Они попирают авторское право и паразитируют на чужом контенте. А также Кольчугин отметил, что против него развёрнута информационная война.

Константин Говорун, в прошлом главный редактор журнала «Страна игр» (специализировался на японских играх и культуре в целом), поддержал правообладателей в Twitter. Он в очередной раз указал на то, что пиратскому бизнесу давно пора на покой. Владельцы сайтов типа «Анидаба» делали миллионы на рекламе, делясь с фанатами-переводчиками крохами или вовсе не платя ничего. С приходом легальных аниме-сервисов на отечественный рынок лёгкая жизнь для этих ресурсов закончилась.

Немного затронул тему блокировок demon101, создатель «Ридманги», в интервью scanlate.pro. Он удивился тому, какие громадные деньги крутятся на ресурсах, предлагающих смотреть японские мультфильмы онлайн. Косвенно на это указывает то, что эти сайты часто «сидят» на дорогом хостинге CloudFlare. По словам создателя сервиса, в конце концов нашлась бы компания, которая подала бы на них в суд. Роскомнадзор сейчас — мощная дубинка, и ей несложно воспользоваться.

CloudFlare числился одним из ответчиков по делу. Мосгорсуд распорядился, чтобы впредь хостинг не помогал сайтам, попавшим под «бан».

Что говорят администраторы пиратских ресурсов?

Скриншот из аниме Шарлотта

Портал roskomsvoboda.org пообщался с Harizmath, представителем «Шикимори». Тот рассказал, что вступать в диалог с российскими правообладателями приходится редко. Обычно вежливые просьбы убрать нелегальный контент присылают западные фирмы. Harizmath подчеркнул, что его портал всегда положительно реагировал на такие запросы. Собственного видеоплеера на «Шикимори» не было — только ссылки на сторонние решения. Формально материалы, защищённые авторским правом, хранились на совсем других ресурсах. К настоящему моменту «Шикимори» переехал на адрес shikimori.one. Опции просмотра аниме на сайте больше нет.

Похожая позиция у sovetromantica.com. Администрация удаляла спорный контент сразу после обращений. Так произошло и с «Шарлоттой». Владельцы sovetromantica.com консультировались с юристами из-за несправедливой, по их мнению, блокировки, но сейчас сайт опять онлайн.

«Анидаб» попытался компенсировать падение доходов, введя платную подписку (она отключает рекламу). Также разработчики обновили плеер — теперь он запоминает время просмотра. В своей группе в соцсети «ВКонтакте» они посетовали, что Мосгорсуд не пригласил их на обсуждение дела, чем нарушил прошлогоднее распоряжение Верховного Суда РФ.

Администрация «Шикимори» и «Анидаба» оглашает примерно одни и те же призывы: действия правообладателей и законников именуются терроризмом и войной против аниме-сообщества.

В каких странах мира аниме запрещено?

Персонажи аниме Дораэмон

Но нужно расставить все точки над i: в РФ японская анимация и комиксы не запрещены, правительство не ограничивает их распространение. Другое дело, что наконец начали приниматься реальные меры против пиратов, делающих состояния на нелегальном контенте.

В некоторых странах мира ситуация не такая безоблачная, как в России. Некоторые примеры:

  • В Новой Зеландии запрещено к показу аниме Puni Puni Poemy, рассказывающее о девочках-волшебницах. Причина — откровенные сцены и демонстрация насилия.
  • В Китае нельзя смотреть «Атаку титанов». Порой создаётся впечатление, что местные цензоры дают «зелёный свет» зарубежной кинопродукции исключительно по настроению.
  • Во Франции то запрещают, то снова возвращают в эфир «Дораэмона». По мнению чиновников, киберкот негативно влияет на детей — он решает все проблемы благодаря гаджетам, которые достаёт из своего волшебного кармана, подавая малышам неправильный пример.

В заключение стоит отметить, что японская анимация пользуется бешеной популярностью только на родине. Производители мультипликационных сериалов сквозь пальцы смотрят на западные пиратские сайты — они не особенно вредят их бизнесу, доход от зрителей-иностранцев несущественный. Именно поэтому с пиратами сражаются лишь локальные дистрибьюторы — в США, Европе и России.

Тян не нужны: почему в России блокируют аниме-сайты обновлено: 31 июля, 2019 автором: Ярослав Гафнер

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

9 комментариев

    Сортировать:

    по возрастанию
    1. Григорий Склепс

      Кольчугин провафлился. Пора бы уже это признать. Не получилось бабла срубить на «лицухе». Можно подумать про пиратство в России никто не знает… наивный чукотский мальчик.
      А фандабберы хотя бы предлагают качественный контент в установленные сроки, не то что некоторые «купи-продаи».

    2. Егор

      Мда из-за одного аниме с авторским правом, банить №1 во всём мире сайт АнимеВост по Аниме…. Аутизм…

    3. Сергей Баутов

      даа, миллионы там крутятся, а бедные правообладатели побираются на последние крохи, ужс.
      пусть спасибо скажут, именно благодаря всем этим «любителям» у лицензионных вообще есть фанбаза, которая деньги на это тратит.

    Загрузить ещё