Эволюция программы «Большая стирка»
Первый год XXI тысячелетия ознаменовался тем, что в эфир вышла программа «Большая стирка». Сказать, что она совершила переворот на российском телевидении, значит, не сказать ничего. Новый формат телепередачи вызывал порой самые противоречивые чувства от восторга до ненависти, но однозначно, не оставлял никого равнодушным. Ведь темы были нетривиальными, приглашённые гости — реальными, зрители — активными, эмоции — бьющими через край.
Эволюция программы «Большая стирка»
Эта программа стала уникальным проектом. Ведь первый выпуск программы вышел в эфир в середине лета 2001 года. В период мёртвого телесезона — не самого удачного времени для старта нового проекта. Время выхода 16:00 — также не обещало большую зрительскую аудиторию. Уделить время просмотру могли разве, что домохозяйки, закинувшие в стиральную машинку партию белья для стирки.
Программа оказалась невероятно популярной среди широкой публики благодаря тому, что всё было впервые:
- жанр — ток-шоу, при котором в обсуждении полноправно участвуют все: ведущий, гости, эксперты, зрители;
- ведущий — профессиональный и харизматичный, да к тому же мало кому известный;
- темы, предлагаемые для обсуждения — запретные.
Постепенно смысл названия программы трансформировался:
- от процесса реальной стирки, во время которой домохозяйки могли отдохнуть и посмотреть развлекательное ток-шоу;
- до ассоциации с пословицей, согласно которой не принято выносить грязное бельё на публику.
Ведь в глубине души обывателям, живущим однообразной скучной жизнью, хотелось понаблюдать сквозь замочную скважину за другими людьми. И убедиться, что и они влюбляются, страдают, разочаровываются, обманываются.
Именно житейские темы, касающиеся личной жизни известных и обычных людей, привлекли внимание аудитории. Только у Андрея Малахова можно было узнать подробности интимной жизни звёзд и невероятные приключения провинциалов, покоривших столицу; познакомиться с магами и экстрасенсами. Надо сказать, что в отличие от передач «Окна» и «Моя семья», продюсируемых Валерием Комиссаровым, героями этой программы были реальные люди с непридуманными историями. И настоящие страсти позволили передаче затмить мыльные оперы.
Андрей Малахов, словно Великий Гудвин, постоянно меняющий образы, умело манипулировал ещё неискушённой публикой и вёл разговор в нужное ему русло.
«Пять вечеров»
Мастерство ведущего совершенствовалось и ему в рамках программы, где действие происходит на фоне автоматической стиральной машины, стало тесно. В новом телевизионном сезоне 2004 года ток-шоу вышло преобразованным и стало называться «Пять вечеров». Изменения коснулись всего:
- студия стала роскошной, благодаря использованию нестандартных приёмов телепоказа;
- Андрей Малахов предстал в классическом образе;
- эксперты, разместившиеся на мягких диванах, приглашались самые известные и авторитетные;
- темы поднимались серьёзные, глобальные и злободневные.
«Пять вечеров» задумывалось как ток-шоу, в центре внимания которого находятся важные общественные явления, такие как:
- выборы президента США;
- участие сборной РФ в Олимпиаде;
- монетизация социальных льгот.
Зритель был заинтригован и с интересом ожидал очередную передачу. Ведь каждая программа, выходившая сначала в прямом эфире, под умелым управлением Малахова была неожиданной.
Все самые интересные гости, даже такие неуловимые, как Земфира, были у Малахова. В рамках «Пяти вечеров» обсуждались нашумевшие телевизионные и кинопремьеры. Постепенно изменилось и время выхода передачи с 16:00 на 18:40, что позволило расширить зрительскую аудиторию.
Но в 2005 году программа из серьёзной, в которой обсуждались «дневные проблемы в свете вечерних огней», стала всё больше походить на ток-шоу в стиле «трэш» Джерри Спрингера. На первый план вышли «жёлтые» темы: мнимые сенсации, светские сплетни и скандалы, сексуальные и психические отклонения от нормы. 29 июля 2005 года программа «Пять вечеров» вышла последний раз в эфир в многообещающем формате, но не оправдавшем надежд зрителей, а главное, руководства «Первого канала».
«Пусть говорят»
В студии программы «Пять вечеров» иногда создавалась такая какофония голосов, утихомирить которую ведущий был не в состоянии. Поэтому не удивительно, что новая программа с Андреем Малаховым вышла под более подходящим названием. Позицию создателей ведущий высказал 30 августа 2005 года в день выхода эволюционизированной программы: «Пусть говорят те, кому есть что сказать, и те, кто не может молчать».
«Есения»: 3 интересных факта об одном из самых успешных фильмов советского кинопроката
5 турецких сериалов про любовь, которые высоко оценили российские зрители
Первая программа задала основной тон новому детищу. В ней осуждалась преподавательница, которая днём учила детей светлому и доброму, а вечером танцевала стриптиз. И теперь героями программы стали скандалисты и маргиналы. Темы программы сконцентрировались на сексуальных скандалах, преступлениях в отношении несовершеннолетних, тайной жизни звёзд.
Телепередача стала пионером в установлении отцовства по ДНК, а Снежана Королёва — специалист ДНК-лаборатории, буквально соведущей Малахова.
Нужно отметить, что сконцентрировалась передача на бытовых историях, позволила многим людям:
- прошедшим детский дом — найти родителей;
- совершившим ошибку в молодости — исправить её.
Нередко подобные программы получались скандальными, так как герой, на месте которого находился известный человек, не был предупреждён о сюрпризах. Но Андрей Малахов всегда, достигнув эффекта, умело сглаживал ситуацию.
Традиционно здесь обсуждаются национальные трагедии, последствия стихийных бедствий, уход из жизни известных людей.
После двенадцатилетней успешной работы Андрей Малахов в августе 2017 года покинул пост ведущего и перешёл на канал «Россия-1». Причин ухода названо много, но самая топовая — декретный отпуск в связи с беременностью жены.
У руля передачи стал Дмитрий Борисов — ведущий новостных программ. Стиль работы нового лица шоу отличается — он сдержан в эмоциях и словах, не нагнетает обстановку в студии, старается оценивать ситуацию объективно. Но Борисову, по мнению критиков, не хватает человечности.
Критика и награды передачи
В октябре 2017 года программа получила российскую телевизионную премию ТЭФИ в номинации «Развлекательное ток-шоу прайм-тайма». Принимал на церемонии награждения бронзового Орфея руководитель «Первого канала» Константин Эрнст. Он отметил, что хотя награда — результат коллективного труда, но главный «виновник» торжества, конечно, Андрей Малахов.
Всё время существования программы вне зависимости от названия и формата, она не оставляла равнодушным никого: ни зрителей, ни критиков.
Копошатся в исподнем, лезут в постель, в печенку и селезенку, исследуют ДНК, разоблачают все сущее и видимое.
К сожалению, в большинстве случаев, на суд людской выносятся житейские истории, выход из которых далеко не оптимистичен, да и не всегда людям через программу удается договориться. Но видно, что редакторы и Малахов (он просто душка, на мой взгляд!) стараются реально помочь людям, которые действительно попали в беду.
Одни обвиняют её в пошлости и вульгарности, а другие благодарны за возможность узнавать правду из первых рук, учиться толерантности и милосердию, повышать правовую грамотность.
С момента выхода «Большой стирки» прошло почти 20 лет. За это время изменилось многое, но по-прежнему зрители спешат к экранам, чтобы посмотреть программу, теперь уже «Пусть говорят», в которой кипят страсти, звучат признания, раскрываются интриги.